Get Adobe Flash player

История изучения

В культурном наследии Прикамья особую роль играет средневековое искусство металопластики, получившее название пермский звериный стиль. Предметы пермского звериного стиля не сразу попали в поле зрения ученых, связано это, прежде всего, с условиями находок культового литья. Большинство предметов найдено не в ходе археологических раскопок, а в качестве так называемых кладов или в виде одиночных, случайных находок. Местное население Пермского края, прежде всего крестьяне, находили предметы культового литья при распашке полей, работе на огородах, во время весенних паводков. Отношение местного населения к предметам пермского звериного стиля было неоднозначным. Эти вещи вызывали страх, особенно если  это были антропоморфные изображения, от таких предметов стремились избавиться. Находки предметов культового литья связывались местным населением с Чудью, назывались «чудскими богами».

Первые коллекционеры и исследователи пермского звериного стиля очень часто заимствовали те названия, которые слышали от местного населения, но так же вводили и свои: «изображения чудских богов», «идолы», «металлические изображения людей и животных», «бляхи», «изображения баснословных животных», «чудскiе образки», «шаманские древности». Впервые термин «пермский звериный стиль» использует в своих работах А. В. Шмидт в 20-ые гг. XX в., но активно это название начинает употребляться со второй половины XX в. Не все исследователи согласны с данным названием, поскольку находки культового литья характерны не только для территории Прикамья, но и для Сибири. Поэтому предложено название для металлического литья Урала и Сибири – «урало-сибирское культовое литье».

Одна из первых попыток разобраться в смысле и значении загадочных металлических изображений принадлежит Ф. А. Теплоухову. Им опубликована работа «Древности пермской чуди в виде баснословных людей и животных» в 1893 г. Автор выявил пять групп изображений пермского звериного стиля: изображения реальных животных и птиц, которые использовались только в качестве украшений; изображения баснословных животных; изображения птицевидных идолов; идолы в виде изображения человека в окружении баснословных животных; антропоморфные изображения.

К 1902 г. относится подготовленная А. А. Спицыным и Ф. А. Теплоуховым  книга «Древности Камской чуди по коллекции Теплоуховых», в которой дается описание одной из самых обширных коллекций пермского звериного стиля. В 1906 г. была опубликована работа А. А. Спицына -  «Шаманские изображения». В этой книге автор собрал весь имеющийся материал по коллекциям пермского звериного стиля, все предметы даны как в описании, так и в иллюстрациях.

А. А. Спицын рассматривает три периода в истории пермского звериного стиля:

1. III–VI вв. – появляются основные группы изображений: сульде - человеческие фигуры с головами лося, антропоморфные изображения и личины, птицевидные изображения, изображения ящера, медведя, коня, рыбы, астральные символы.

2. VIII–IX вв. – время расцвета шаманских изображений, это золотой век для чудских образков. Фактором расцвета пермского звериного стиля на этом этапе стало, по мнению автора, сасанидское серебро.

3. X–XIV вв. – изображения более позднего времени, где сохраняются лишь основные темы шаманских изображений. Техника исполнения упрощается, находки становятся единичными.

Обращение к теме шаманизма неслучайно, поскольку именно с шаманскими культами часто связывали предметы пермского звериного стиля.  В этом случае культовое литье считалось частью костюма шамана, а также предметами, своеобразными жертвами, которые приносились богам. Поэтому пермский звериный стиль находили не на местах поселения средневекового населения, а на святилищах, культовых местах, в кладах.

Что собой представляют образы пермского звериного стиля? Одним из самых известных персонажей культового литья является медведь, чаще всего, в «жертвенной позе». У ряда сибирских народов каждый год проходят медвежьи праздники, во время которых шкуру убитого на ритуальной охоте медведя укладывают таким образом, что его голова находится между лап. Вот именно в таком виде любили изображать медведя в пермском литье.

Не менее ярким образом является парящая в полете птица. К этому сюжету много раз обращались исследователи, показывая, что птицевидные изображения встречаются у разных народов. Птица, уносящая на своей груди человека, могла символизировать и душу, которая покидает тело после смерти, возносясь в высший мир.

Самым загадочным персонажем пермского звериного стиля является «человеколось на ящере», такое название отражает сложную мифологическую систему, сохранившуюся в предметах культового литья. В мифах многих народов строение Космоса представляется трехъярусным, связывать все три яруса между собой может мировая гора или древо, лестница, ведущая с неба под землю. Ряд предметов пермского звериного стиля воплощают в себе подобную космическую карту, где нижний, подземный, мир представлен ящером, в образе которого видят и хтоническое существо, и дракона, и даже крокодила. Верхний мир – небесный свод – олицетворяют небесные лосихи, а средний, земной, мир населен своеобразными культурными героями, имеющими признаки и человека, и животного, и птицы. Странствиям этого героя и посвящена большая часть предметов пермского звериного стиля.

Не менее удивительным является и внезапное исчезновение практики изготовления и использования пермского звериного стиля у местного населения. Но остались в собраниях музеев коллекции, к которым обращаются все те, кого не оставляют равнодушными эти яркие образы, воплощенные в металлическом литье.

Оксана Игнатьева, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой культурологи ПГПУ