15.01.2012 доктор исторических наук, Казань, Республика Татарстан
(Материал для форума "Звериный стиль в коллекциях музеев")
Коллекции Национального музея Татарстана, одного из старейших музеев в Поволжье (основан в 1895 г.) содержат немалое количество предметов, которые можно связать со звериным стилем.
Основу археологического собрания музея (свыше 300 000 ед. хранения) составило собрание казанского коллекционера Андрея Федоровича Лихачева (1832-1890). Большая часть его относится к средневековому времени и происходит с крупнейших археологических памятников Волжской Булгарии – Билярского и Булгарского городищ.
В первой трети ХХ в. археологические материалы музея пополнились огромным собранием из археологического музея Общества археологии, истории и этнографии при казанском университете. Они были переданы в связи с прекращением работы Общества и закрытием музея. Члены Общества организовывали экспедиции не только в Казанском крае, но и за его пределами, в частности, в Вятской губернии, в результате чего в собрании имеются и предметы, связанные с этим регионом и относящиеся к кругу вещей «звериного стиля» Прикамья.
В последующее время фонды комплектовались как из экспедиций, организованных музеем, так и из передаваемых на хранение коллекций из экспедиций Казанского филиала Академии наук СССР. Часть из них содержит в себе изделия звериного стиля.
Весьма представительна и коллекция находок, которая относится к истокам пермского звериного стиля – периода ананьинской археологической культуры эпохи раннего железного века. Это и отдельные находки типа бронзовой секиры из Вятской губернии или резных костяных изделий с Агрыжского городища или бронзовых и железных предметов с Ананьинского могильника.
Как показано в исследованиях Н. Ф. Калинина, Д. К. Валеевой, Ф. Х.Валеева, Г. Ф. Валеевой-Сулеймановой, булгарский звериный стиль является оригинальным явлением средневековой художественной культуры Евразии.
Он возник на основе художественных традиций и знаково-образной системы многих народов живших в Волго-Камье с глубокой древности. Булгарский звериный стиль – это система зооморфных и орнитоморфных образов, нашедшая отражение в булгарском изобразительном искусстве (прежде всего в декоративно-прикладном), как в реалистической трактовке, так и в виде стилизаций, использования отдельных элементов в создании орнаментальных композиций, сюжетов и образов.
Государство Волжская Булгария (Х – начало XIII в.) занимало выгодное географическое положение – на пересечении торговых путей Евразии. Государственная территория его располагалась в Среднем Поволжье и Нижнем Прикамье. Крупнейшим городом булгар был Биляр (с него и происходит подавляющее количество рассматриваемых нами предметов). Это был торговый, ремесленный и административный центр средневекового булгарского государства.
История волжских булгар тесно связана с окружающими его финно-угорскими народами.
Волжская Булгария была мусульманским государством, в силу чего изображать живых существ было нельзя, что вовсе не исключало использование анималистических сюжетов в булгарском искусстве.
Воздействие мусульманской орнаментики, художественных традиций в плане декоративности и пластической образности послужили значительным стимулом развития иконографии зверей и птиц в булгарском искусстве домонгольского времени.
Рассмотрим сначала предметы являющиеся привозными и изготовленные за пределами булгарского государства. Это, например, кресала с изображением соболей и уток (X-XI вв.). К этому же кругу изделий относятся подвески и пронизки из Зауралья.
Интересно, что близкие им изделия изготавливались и самими булгарами. Об этом можно судить по бронзовой матрице из Биляра для изготовления зооморфных украшений.
Остановимся теперь на собственно булгарских изделиях, которые можно отнести к звериному стилю. В первую очередь это бытовые предметы – миниатюрные замочки. Считается, что они изображают стилизованную фигурку барса.
Прототипом их являются иранские изделия XII– XIII вв.
Изображения фантастического существа встречаются и на накладках Х- XI вв. К разряду фантастических мы относим изображения Аль Бораков (фантастические существа с туловом кошачьего животного, крыльями и женской головой) – из мусульманской мифологии.
Образы животных представлены несколькими типами изображений:
фигура льва с «расцветшим» хвостом на бронзовой печати XII–XIIIв.
изображения львиных личин на серебряных браслетах конца XIII– XIVвв.
Из домашних животных определимы:
быки, коровы, козы.
Чаще всего встречаются изображения коней –
в виде подвесок, замков.
На зеркалах XIII–XIV вв. встречаются изображения зайцев, собак и даже рыб (изображения рыб – явное заимствование из Китая).
Не редкость изображения птиц, в основном хищных.
Отметим культовые фигурки XI–XII вв. из Булгарии, близкие изделиям из Прикамья.
Редкие изображения птиц известны на булгарских перстнях с чернью (XI-XII вв.)
Достаточно представительны находки на булгарских памятниках шумящих финских подвесок, которые здесь и делались для внутреннего потребления.
Особо стоит выделить золотые булгарские филигранные подвески с изображением птицы, держащий в клюве маленький шарик зерни. В музее хранится две целых подвески из Мокрокурналинского клада.
Известны и серебряные филигранные изделия, но без фигуры птицы (Именьковский клад).
На технологию их изготовления оказало влияние постантичное (византийское) искусство, о чем можно судить по золотым изделиям с зернью византийского производства. Например, на изделиях из Перещепинского клада.
В иконографии фигуры птицы прослеживается воздействие восточного (мусульманского) искусства и образно-смысловой системы.
Таким образом, общая композиция и детали украшения, как и скано-зерневой декор во многом были наследием постантичной культуры, подвески – отражали характерную для финских народов традицию шумящих украшений. Иконографический образ птицы был творческой переработкой сирийско-иранских орнитомофрных прототипов.